Состояние системы ОМС в россии и проблемы ее реорганизации
Тверская, 13,
15 мая 1999 г.
Обратной дороги нет 1575 просмотров
В период принятия закона “О медицинском страховании граждан Российской Федерации” для любой отрасли экономики страны были особенно актуальны финансовые проблемы. Не обошли они стороной и отечественное здравоохранение.
Положение отрасли, финансирование которой традиционно осуществлялось из госбюджета, осложнилось ввиду общего экономического кризиса и значительного бюджетного дефицита. Сохранение доступной для населения медицинской помощи требовало принятия решения о создании новой финансовой модели, относительно независимой от хронического дефицита бюджетных средств. Такой моделью была признана система обязательного медицинского страхования граждан (ОМС), а при утверждении в то время основных направлений социальной политики правительства РФ переход к обязательному медицинскому страхованию был признан основным направлением реформы здравоохранения. Уже через год своего существования система ОМС не только обрела твердую почву под ногами, но и продемонстрировала жизнеспособность. В течение 1993-1994 гг. практически с нуля была сформирована стройная организационная структура: федеральный фонд, территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации. Одновременно с этим велась подготовка учреждений здравоохранения к работе в условиях обязательного медицинского страхования, развернулась широкая разъяснительная работа среди населения. При внедрении системы ОМС удалось найти оптимальный вариант решения самой острой проблемы — финансовой. Известно, прежде здравоохранение финансировалось из бюджета по остаточному принципу. Этот источник был ненадежным: во-первых, пресловутый остаточный принцип не позволял полностью удовлетворить потребности здравоохранения, и медикам суждено было всегда стоять с протянутой рукой. Во-вторых, состояние бюджета находилось в прямой зависимости от налоговых поступлений, которые становились все менее обильными и регулярными, а значит, менее обильным и регулярным становился бы с годами и ручеек финансовых средств, приходящихся на долю каждого конкретного медицинского учреждения. При введении ОМС в корне изменилась система финансирования здравоохранения. Теперь это не только отчисления из бюджета, но и отчисления от фонда оплаты труда (в размере 3,6%), являющиеся основным источником поступления средств в территориальные фонды ОМС. Эти деньги направляются на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, причем из дополнительного источника финансирования. Не будь его, вряд ли выжили бы российские поликлиники и больницы в то время, когда из-за кризиса остановились многие промышленные предприятия. Нередко можно услышать мнение, будто бы система ОМС никому не нужна и что правильнее было бы передать все средства ОМС органам управления здравоохранения, а уж они с ними управятся. Это ошибочная точка зрения. Бюджетная система финансирования здравоохранения существовала многие десятилетия до введения ОМС. И уже 10-15 лет назад, когда о медицинском страховании еще не было и речи, стало ясно, что отечественное здравоохранение нуждается в коренном реформировании. Что мешало тогда органам управления управиться с назревшими проблемами? А ведь принципы управления с тех пор почти не изменились Зачем же возвращаться к старому? Напротив, надо более решительно делать следующий шаг, когда объем финансирования поликлиник и больниц будет зависеть не только от количества оказанных медицинских услуг, но и от качества медицинской помощи. Ведь улучшение качества — это как раз то, на что нацелено обязательное медицинское страхование. Многое в этом направлении уже сделано. Разработаны классификаторы медицинских услуг, отработаны механизмы компьютерного учета их объема, созданы и введены в практическую деятельность врачей стандарты лечения. В системе ОМС основное внимание перенесено на пациента. Он стал ключевой фигурой во взаимодействии медицинских учреждений, страховых медицинских организаций и территориальных фондов. Если пациент не удовлетворен лечением, ему есть куда обратиться со своими претензиями. Страховая медицинская организация в системе ОМС выполняет роль независимого эксперта в случае возникновения конфликтной ситуации между пациентом и лечебным учреждением. Если эксперты страховой медицинской организации признают жалобу пациента обоснованной, то допустившего в работе оплошность врача или медсестру теперь не просто журят, а наказывают рублем. Экономические стимулы сегодня, пожалуй, самые действенные. Уже в течение нескольких лет почти на всей территории страны страховые медицинские организации активно проверяют качество медицинской помощи, оказываемой находящимся под их финансовой опекой застрахованным гражданам. В страховых медицинских организациях для этого созданы специальные отделы по работе с застрахованными, они оказывают населению реальную поддержку в конфликтных ситуациях. Опрос, проведенный Российской академией государственной службы при президенте РФ, показал, что 44% глав администраций субъектов Российской Федерации отметили, что введение системы ОМС было совершенно необходимо и своевременно. Кроме того, 40% опрошенных признали обязательное медицинское страхование основным направлением реформ системы здравоохранения и 31% — одним из возможных направлений ее реформирования. Поддержали его и 50% заведующих облздравотделами, и лишь 3% представителей органов управления здравоохранения на местах высказались против развития системы ОМС. В условиях экономической нестабильности обязательное медицинское страхование — единственный способ, позволяющий обеспечить граждан России бесплатной медицинской помощью и реально защитить их интересы. Именно интересы граждан должны лежать в основе принимаемых решений, и эти решения должны быть выше ведомственных интересов и амбиций.
Г. Владимиров
Вся пресса за 15 мая 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 27 ноября 2024 г.
Свыше 58% жителей Петербурга когда-либо сталкивались с телефонными мошенниками
|
|
Business FM Челябинск, 27 ноября 2024 г.
Четверть челябинцев становились жертвами телефонных мошенников
|
|
Брянские новости, 27 ноября 2024 г.
В 2025 году брянцы смогут ездить в Белоруссии по российскому полису ОСАГО
|
|
Газета.Ru, 27 ноября 2024 г.
Звезду «Мастера и Маргариты» засудила страховая компания
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил создание единой системы «автогражданки» Союзного государства
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Депутат Аксаков: Для ремонта машин б/у запчастями нужно исключить риски
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
СФ одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Белоруссию
|
|
Финмаркет, 27 ноября 2024 г.
Госдума в 1-м чтении приняла законопроект о повышении штрафов для водителей за повторную езду без полиса ОСАГО
|
|
Парламентская газета, 27 ноября 2024 г.
Сенаторы рассмотрят закон об общих полисах ОСАГО России и Белоруссии
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
«Ренессанс страхование»: жертвами телефонных мошенников были четверть россиян
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Треть опрошенных россиян сочли ДМС важнейшим условием при выборе работы
|
|
Коммерсантъ, 27 ноября 2024 г.
ОСАГО повышают обязательность
|
|
Известия, 27 ноября 2024 г.
Детальный зачет: кабмин прорабатывает инициативу о ремонте по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Конкурент, Владивосток, 27 ноября 2024 г.
Спустя 10 лет. По ОСАГО запланировали взвинтить выплаты
|
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|